Симптомы и лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта: гастрита, язвы желудка.

Можно ли держать уразу если болит желудок


Как влияет пост на организм человека

Для мусульманина держать уразу – это святая обязанность, но врачи советуют подойти к ней ответственно: готовиться заранее и соблюдать все рекомендации в течение месяца

Для мусульманина держать уразу – это святая обязанность, но врачи советуют подойти к ней ответственно: готовиться заранее и соблюдать все рекомендации в течение месяца. Следует знать и то, что длительные и жесткие ограничения в пище полезны далеко не для каждого организма. Подробнее разобраться в этих вопросах нам помог заведующий гастроэнтерологическим отделением РКБ МЗ РТ, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РТ, врач-гастроэнтеролог Одинцова Альфия Харисовна.

- Альфия Харисовна, как врач-гастроэнтеролог, что бы вы посоветовали постящимся?

Вообще больные с хроническими заболеваниями – любыми, не обязательно желудочно-кишечного тракта – прежде чем приступать к уразе обязательно должны посоветоваться со своим лечащим врачом. Потому что есть болезни, при которых ураза противопоказана.

- В частности, человеку с каким заболеванием лучше не держать уразу?

Этот вопрос решает врач, у которого наблюдается пациент. Очень много хронических заболеваний почек, печени, легких, при которых врачи могут посоветовать воздержаться от уразы. Как гастроэнтеролог, среди заболеваний желудочно-кишечного тракта могу отметить болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в активную стадию, острые гепатиты, воспалительные заболевания кишечника. К последним относятся неспецифический колит и болезнь Крона. Пациентам с такими заболеваниями противопоказана ураза, наиболее благоприятным для их здоровья является четырехразовое питание. Для таких больных мы специально расписываем, что надо есть и в каком количестве. Только посоветовавшись с врачом со спокойной совестью можно держать уразу, в противном случае это чревато возникновением серьезных проблем со здоровьем.

- Можно ли пренебрегать утренним приемом пищи (сухур)?

Утром обязательно нужно поесть и попить. Одноразовый прием пищи, да еще вечером; такой режим не физиологичен. Утренний прием пищи должен расцениваться как обычный завтрак, то есть должен быть достаточно полноценным, чтобы хотя бы как-то на целый день обеспечить организм энергией.

- Разрешается ли ложиться спать сразу после утреннего приема пищи?

Врачи не рекомендуют этого делать. После приема пищи вырабатывается соляная кислота, а когда человек на полный желудок ложиться спать, усиливается вероятность заброса желудочно-кишечного содержимого в пищевод. Особенно это противопоказано больным гастроэзофагеальной рефлексной болезнью, потому что кислосодержимое желудка забрасывается и вызывает раздражение пищевода. Таким больным обычно мы даем карточку, где указывается, что он не должен ложиться спать в течение двух часов после еды.

- Может ли ураза восприниматься как альтернатива диете или расцениваться как лечебное голодание?

Ни в коем случае нельзя рассматривать уразу как альтернативу каким-то диетам, потому что, на мой взгляд, это что-то духовное, и сопровождается чисто духовными практиками. Мне кажется, эти вещи нельзя ставить рядом. И вообще, если у человека есть желание сбросить лишний вес мы не рекомендуем ему голодать. Лучше ограничить употребление некоторых продуктов – есть часто и небольшими порциями. Потому что само по себе голодание это большой стресс для организма.

- Поэтому многие набирают вес во время уразы?

Пища, съеденная до обеда, сжигается, не откладывается. Пища же съеденная после шести вечера откладывается в жировое депо. Чисто потому что существует такой закон, так работают гормоны человеческого организма.

- Возможно ли развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта во время уразы?

Заболевания ЖКТ могут развиваться как во время стрессов, так и во время поста. Смена характера питания – длительное голодание может провоцировать развитие каких-то заболеваний. Об этом тоже надо помнить и если появляются какие-то боли нужно обязательно получить рекомендации врача, поинтересоваться, можно дальше держать или нет.

- Люди какой возрастной категории чаще обращаются к гастроэнтерологу? С какими проблемами?

Мы работаем с пациентами от 16ти и старше. По возрастам обращаемость одинаковая, просто характер заболеваний разный. У молодых – чаще язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки или такие тяжелые заболевания как язвенный колит или болезнь Крона. У пожилых людей чаще встречается рак, язвенная болезнь желудка. В целом, надо сказать, что из года в год растет число болезней ЖКТ у населения, количество пациентов увеличивается.

- Почему это происходит?

Это, конечно, влияние экологии на здоровье человека. Причину многих болезней нельзя сказать, но считается, что играет роль наследственная предрасположенность, которая реализуется под воздействием факторов окружающей среды. Идет рост больных язвенным колитом и болезнью Крона. Больными становятся люди трудоспособного возраста.

- Есть сигналы, которые могут дать понять человеку, что ему пора задуматься о состоянии своего желудочно-кишечного тракта?

К сожалению, к врачу часто обращаются на поздних стадиях болезни. А такие сигналы, конечно, имеются. Если есть непонятные повторяющиеся боли в животе, понос, жидкий стул, запоры, выраженная слабость, головокружение – обязательно нужно идти к врачу, хотя бы просто удостовериться, что нет причин для беспокойства. Если у кого-то отягощенная наследственность по раку желудка, то он находится в факторе риска и обязательно должен обратиться к врачу.

Беседовала Алсу Бадаева

www.info-islam.ru

Кому разрешается не держать уразу?

Кому разрешается не держать уразу?

Вопрос:

Меня очень интересует вопрос о посте в месяц Рамадан. Скажите, пожалуйста, какой категории людей разрешено не держать уразу? Я иногда бываю в разъездах, можно ли дать себе послабление в таком случае? (Аноним)

Ответ:

Одной из величайших отличительных особенностей Ислама является лёгкость и гибкость в вопросах возложения обязанностей на людей. Подтверждением этому служит, к примеру, аят о посте, в котором прямо говорится о лёгкости Ислама:

يريد الله بكم اليسر و لا يريد بكم العسر

«Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения…» (сура Бакара, аят 185). Поэтому шариат позволяет отказаться от соблюдения поста, если человеку трудно поститься, или если для этого имеются другие уважительные причины.

Перечислим причины, в силу которых разрешается не поститься, но после чего пост следует обязательно возместить.

Ислам разрешает не соблюдать пост человеку, удаляющемуся от родных мест на расстояние не менее 86 км (согласно ханафитскому мазхабу). В подобном случае путнику разрешается не соблюдать пост во время Рамадана в течение всего времени путешествия. После завершения ему необходимо возместить все пропущенные дни поста. Путешествие считается завершённым либо после возвращения человека домой, либо в том случае, если он принимает решение остаться там, куда он направлялся, не менее чем на пятнадцать дней.

Аят Корана указывает на то, что путнику разрешается не соблюдать пост .

«و من كان مريضا أو علي سفر فعدة من أيام أخر ...»

«…а кто заболеет или будет находиться в пути, должен поститься столько же (дней, сколько их было пропущено) в другие дни» (Аль-Бакара, аят 185).

Однако если пост не причинит вреда путнику ему лучше поститься, поскольку всё равно он будет обязан возместить его впоследствии.

Во время Рамадана больному разрешается не поститься, если он опасается, что соблюдение поста приведёт к ухудшению его здоровья или задержит выздоровление. Основанием для подобных опасений могут служить какие-либо признаки или прошлый опыт, в том числе и опыт другого человека, который болел той же болезнью, или указания опытного врача.

Не каждому больному разрешается не соблюдать пост во время Рамадана, поскольку пост может стать причиной исцеления. Ведь наукой доказано, что пост является средством лечения многих болезней. Таким образом , не соблюдать пост разрешается лишь тем больным, которым противопоказано поститься.

  1. Беременность и кормление грудью

Ислам разрешает не соблюдать пост беременным и кормящим грудью женщинам, если женщина опасается, что пост может повредить ей самой или ребёнку. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха разрешил не соблюдать пост беременным женщинам, которые опасались за своё здоровье, а так же кормящим грудью, которые опасались за здоровье своих детей (ан-Насаи, Ибн Маджа).

Кроме того, кормящая женщина может не соблюдать пост, если врач предпишет ей принимать лекарства, необходимые для лечения младенца.

Постящемуся разрешается нарушить пост, если жажда или голод окажутся столь сильны, что у него возникнет опасение лишиться из-за этого жизни или рассудка. В подобных случаях пропущенный день поста следует впоследствии возместить. Что же касается искупительных действий, то совершать их обязательно лишь тогда, когда человек сам доводит себя до такой степени изнеможения, что это начинает угрожать его жизни или рассудку, не будучи вынужденным делать это. Вот почему во время Рамадана людям, занятым на тяжёлых работах, например, пекарям или жнецам, либо не следует работать так много, что это не позволит им довести пост до конца, либо, по возможности, заниматься своей работой в вечернее время.

Если же человек вынужден работать днём и у него нет возможности трудиться меньше обычного, например, в таких случаях, когда он нуждается в получении оплаты в полном объёме, когда наниматель, к которому он нанялся на определённый срок, не соглашается расторгнуть договор найма или когда он опасается, что выращенный им урожай погибнет или будет украден, и не может нанять никого, кто выполнил бы его работу, то в таком случае на нём не будет греха, он не будет обязан искупать нарушение поста из-за столь сильной жажды или голода, что это заставит его опасаться за свою жизнь. В подобных случаях человеку следует только возместить пропущенный день в то время, когда он не будет работать или в другой день.

Люди, вынужденные заниматься тяжёлым физическим трудом во время Рамадана, должны знать, что им следует не отказываться от поста с самого начала дня, а начинать соблюдать пост в надежде на то, что Всевышний поможет им довести его до конца. Даже если это и не осуществится, человек всегда может отвести от себя опасность путём утоления жажды или голода, однако не соблюдать пост с самого начала таким людям не разрешается.

Если человек, который нуждается в заработке, знает, что работа причинит ему вред, он может нарушить пост, однако делать это запрещается до тех пор, пока он не почувствует, что заболевает.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Месяц Рамадан и обязательный пост

Еще две недели, и по милости Аллаха мусульмане всего мира будут встречать благословенный месяц Рамадан – месяц поста, чтения Корана, когда награда за совершение благих деяний увеличивается многократно. Многие мусульмане будут в этом году в первый раз держать пост – поэтому, прежде всего, для них мы хотим составить эту небольшую памятку, сделанную в форме самых распространенных вопросов и ответов на них.

В первой части данной статьи рассказывается в общем — чем знаменателен этот месяц, когда верующим был предписан пост, кто освобождается от необходимости держать пост, в чем заключается пост и что нужно для его действительности. Ближе к началу месяца Рамадан мы, иншаАллах, опубликуем вторую часть статьи — где более подробно обсудим, какие действия нарушают и не нарушают пост и тому подобные вопросы.

*****

Чем знаменателен месяц Рамадан?

Рамадан – это девятый месяц лунного календаря, именно в этом месяце нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начало ниспосылаться Откровение от Всевышнего Аллаха, первые аяты Корана.  Во время этого месяца мусульмане держат пост («саум» по-арабски, «ураза» на тюркских и персидском языках).

Когда верующим было предписано держать пост в Рамадан?

Соблюдение поста в месяце Рамадан было предписано в месяце Ша’бан, во втором году по хиджре. Само же предписание поста имело место и до Ислама, пост был предписан Всевышним и предыдущим народам, в частности, Ахлюль-китаб (иудеям и христианам), жившим до прихода Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Аллах в Коране сказал (смысл):

«О те, которые уверовали! Предписал Аллах и вам пост, подобно тому, как велел его соблюдать и тем народам, которые жили до вас. Соблюдая его, вы станете богобоязненными» (сура «Аль-Бакара», аят 183).

Отличительной чертой в соблюдении обязательного поста между мусульманами и былыми общинами является то, что мусульманам предписано его соблюдение именно в месяце Рамадан.

В каких аятах и хадисах говорится о необходимости поста?

Основными доводами обязательности соблюдения поста являются аят священного Корана и два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Всевышний в Коране сказал (смысл):

«Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран, будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост…» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах), говорится:

«Ислам основывается на пяти составляющих: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха; совершении обязательной пятикратной молитвы; выплате закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в месяце Рамадан» («Сахих аль-Бухари», № 8; «Сахих Муслим», № 16).

Есть хадис, в котором рассказывается, как к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл некий бедуин и спросил: «Скажи мне, какой пост Всевышний предписал мне?», на что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Соблюдение поста в месяце Рамадан» («Сахих аль-Бухари», № 1792; «Сахих Муслим», № 11).

Если человек не держит пост в Рамадан или отрицает его обязательность?

Соблюдение поста в месяце Рамадан является одним из столпов (основ) Ислама, а также явным предписанием, обязательность которого известна каждому мусульманину. Поэтому тот, кто не постится, будучи убеждённым в том, что это не обязательно, – впадает в неверие (куфр). Тот же, кто не соблюдает пост, не имея на это уважительной причины, не отрицая обязательность его соблюдения, является фасиком (нечестивцем, грешником).

В чем заключается пост во время Рамадана?

Во время поста от рассвета (по календарю — это время начала намаза фаджр) и до захода солнца (когда начинается намаз магриб) мусульмане не должны есть, пить и вступать в супружескую близость. До рассвета и после заката все это разрешается.

Когда начинается месяц Рамадан в этом году?

Месяц Рамадан в 2016 году (для жителей России) начинается с захода солнца 5 июня (первый день поста 6 июня) и продлится до 4 июля (5-е июля — праздник Ид аль-Фитр).

Поскольку в каждой стране используют разные методы определения начала Рамадана — метод наблюдения за луной или астрономические расчеты, то в разных частях земного шара начало лунного месяца может различаться примерно на сутки.

Что такое сухур и ифтар?

Сухур – это трапеза перед началом поста, ифтар – вечерний прием пищи после окончания поста.

Прием пищи перед началом поста (сухур) является Сунной и весьма желателен. Ифтар – разговение после окончания поста – хотя бы глотком воды – считается обязательным, нельзя держать пост несколько дней подряд, без перерыва.

Что еще, кроме воздержания от приема пищи и супружеских отношений, нужно для действительности поста?

Чтобы пост человека был действителен, необходимо также мысленно выразить намерение, что человек собирается держать пост. Это может быть просто осознание того факта, что завтра человек будет держать пост. Также всякое действие или мысль, которые указывают на решимость поститься, будут считаться ниятом, как, например, сухур (принятие пищи незадолго до намаза фаджр), или внутреннее решение подняться ото сна, чтобы совершить сухур, или обильное потребление пищи во время ужина с целью освободить себя от принятия пищи незадолго до наступления намаза фаджр.

Когда нужно выражать намерение на пост?

Намерение будет действительным, если человек совершил его с ночи до наступления рассвета и незадолго до полудня (до намаза зухр). Намерение нужно совершать перед каждым днем поста. Как уже сказано выше, какие-то действия – к примеру, прием пищи перед рассветом – будут также считаться намерением.

Что нарушает пост?

Попадание в желудок пищи или воды (это может быть не только прием пищи, но и питательные инъекции или клизмы с питательным раствором), а также вдыхание дыма (курение – для курящих), интимные отношения, а также выход семени (поллюция) — для мужчин.

Кто не держит пост в Рамадан?

Пост в Рамадан не разрешается держать женщинам во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас). Если женщина будет поститься во время хайда или нифаса, это считается грехом. Пропущенные дни поста нужно будет восполнить позже.

Не держат пост душевнобольные и умственно-отсталые люди, а также дети, не достигшие возраста булюг (полового созревания, после которого человек становится совершеннолетним по шариату, для мальчиков это 12-15 лет, для девочек – 9-15).

Также могут не держать пост беременные женщины и кормящие матери, путники (мусаффиры), больные, которые знают, что их состояние может ухудшиться из-за поста. Поскольку в Коране сказано (смысл): «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Однако данные категории людей (в отличие от женщин в состоянии хайда и нифаса) могут держать пост, если чувствуют себя хорошо и считают, что он не повредит их здоровью.

Шариатским путником (мусаффиром) считается человек, который отъехал от своего населенного пункта более чем на 88 км (по ханафитскому мазхабу). Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост, необходимо, чтобы путешествие  продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост — то есть, он вышел в путь после времени фаджр-намаза, не разрешается разговляться, т. е. прервать пост.

Однако, пропущенные по таким уважительным причинам дни поста обязательно нужно будет восполнить после окончания Рамадана (в любое время, в течение года, но желательно — до начала следующего Рамадана).

Что делать, если у человека какая-то хроническая болезнь, которая не позволяет ему держать пост (к примеру, диабет или язва желудка, когда нельзя долго быть без пищи)?

Если человек знает (из собственного опыта или так установил надежный врач, желательно, мусульманин), что его состояние ухудшается от продолжительного голодания, ему можно не держать пост. Если есть надежда, что его состояние улучшится, он может отложить пост на другое время (к примеру, на зиму или осень, когда дни будут короче). Если болезнь такого свойства, что улучшения не предвидится, то человек не держит пост вообще, вместо этого он должен выплатить т.н. фидия-садака, возмещение за пост (более подробно о ней — см. фетву ученого).

Нужно иметь в виду, что если наступит момент, что человек почувствует облегчение от болезни, что будет в состоянии держать пост, ему нужно будет возместить посты за все пропущенные им годы, даже если он отдавал денежное возмещение вместо поста.

Если человек забыл, что держит пост и съел что-то, его пост нарушается?

Нет, забывчивость пост не нарушает, однако ему следует сразу же прекратить это, как только он вспомнил, что держит пост.

Если же человек проглотил воду или пищу по ошибке — допустим, проглотил нечаянно воду во время омовения, зубную пасту, когда чистил зубы, то его пост становится недействительным, и такой день поста нужно будет восполнить позже.

Когда постящемуся дозволено прервать пост?

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Или если он болен и почувствовал, что ему необходимо принять лекарство (к примеру, у него случился приступ астмы или сильная головная боль). Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь, в противном случае, затянется.

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развилась какая-то болезнь, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка.

Если человек знает, что сегодня ему необходимо держать пост, но совершает что-то, что его нарушает (ест, пьет), без уважительных причин?

В таком случае он должен совершить т.н. каффара (искупление поста).

Каффара (искупление) необходимо, если человек съел, выпил что-то или вступил в интимные отношения не по забывчивости, зная о необходимости держать пост.

В качестве каффара за нарушение поста в Рамадан нужно держать пост 60 дней подряд (без перерыва), либо выплатить денежное возмещение (если держать пост невозможно по состоянию здоровья).

Если же человек просто пропускает день поста (не начиная держать пост в этот день) — испугавшись за свое здоровье, по лени, и т.д. — ему необходимо лишь восполнить этот день позже, без каффары. Каффара требуется лишь если пост был начат, но прерван без уважительных причин.

*****

Также нужно иметь в виду, что обязанность держать пост возлагается на человека с момента булюг (полового созревания, для девочек — с первой менструации и для мальчиков — с первой поллюцией), так что если человек по какой-то причине не начал держать пост в этом возрасте — по невежеству, отсутствию знаний или религиозного воспитания, ему нужно восполнить пропущенные посты. Это можно сделать в любое время года, подряд или вразбивку, кроме дней, когда держать посты не желательно или запрещено (как дни праздников).

Продолжение — месяц Рамадан и обязательный пост (женские вопросы).

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Даруль-Фикр и книги «Пост по ханафитскому мазхабу», выпущенной в Казани в 2013 году.

16949

annisa-today.ru

9 мифов о посте в месяц Рамадан

Мусульмане всего мира встретили долгожданный священный месяц Рамадан, а вместе с ним и пост – Ураза. Из года в год в сознании мусульман формируются все новые заблуждения, связанные с постом в Рамазан. В этой статье собраны самые популярные мифы, которые витают в нашем постсоветском обществе.

1. Уразу можно держать по одному дню в начале, середине и конце месяца

Такой пост считается неполноценным, поскольку Ураза длится 29 или 30 дней. И все эти дни необходимо держать. А за каждый пропущенный день без причины, надо передержать 60 дней!

2. Ураза способствует похудению и соблюдать пост можно в качестве диеты

Основным в соблюдении поста должно быть намерение поклонения Аллаху. Держать пост только ради того, чтобы похудеть, является грехом.

3. Нельзя глотать слюну во время поста

Слюна является естественным выделением организма, поэтому запрета глотать слюну не существует.

4. Пост не засчитывается, если не сделать сухур (прием пищи еда до начала поста − закрытие разговения)

Если человек, намеревавшийся поститься, не поест до рассвета (на сухур), то это никак не влияет на действительность его поста. Он может спокойно держать пост.

5. Пост не засчитывается тем, кто не читает намаз во время поста

Такой пост засчитывается, потому что пост и намаз – это два отдельных поклонения. Пост без намаза будет полным, но образ мусульманина при этом будет несовершенным.

6. Если постящийся случайно или по забывчивости поел или попил, то его пост нарушается

Не нарушает пост случайное попадание в рот еды или воды либо по забывчивости. Вы должны прекратить прием пищи или воды сразу, как только вспомнили, и продолжить пост.

7. Пост портит сделанный укол, прививка

Не портит, если в состав укола не входят подпитывающие или поддерживающие витамины, глюкоза и т. д. Разрешаются инъекции, необходимые для планового лечения, например пенициллина или инсулина, но без витаминов.

8. «Возмещать» пропущенные дни поста нужно сразу же после окончания месяца Рамадан

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, запретил держать любой пост в Ураза-байрам и Курбан-байрам. Возмещать пост можно вплоть до наступления следующего Рамадана. Человек может возместить пост в любой день на протяжении этого срока. Возмещать можно как по отдельности, так и все дни друг за другом.

9. Во время поста нельзя купаться, плавать в бассейне, так как попадание воды в уши и нос нарушает пост

Принимать душ, полоскать рот, купаться в бане, в море или реке во время поста не запрещается, но порицается, так как при этом необходимо соблюдать одно важное условие: не проглатывать воду. Если вода попала в уши, не страшно, поскольку через ухо она никак не проникнет в желудок.

Читайте также: Большая подборка материалов о Рамадане

www.info-islam.ru


Смотрите также